О законодательном регулировании договора страхования

источник Нормативное регулирование страховой деятельности

18 июля 2008 года был издан указ Главы Российской Федерации № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ». Он открывает возможность трансформации Гражданского кодекса, в том числе и в части норм, регулирующих страховые правоотношения.

В интервью затронуты вопросы совершенствования законодательного регулирования контракта страхования.

– Сергей Васильевич, 22 июля 2008 года на следующем совещании экспертного совета при ФССН был рассмотрен вопрос о законодательном регулировании контракта страхования. По большей части обращение шла о целесообразности разработки нового закона.

Но хорошо как мы знаем, что сейчас действующее гражданское законодательство не предполагает возможности принятия для того чтобы закона – базы правового регулирования соглашения страхования закреплены в главе 48 «Страхование» ГК Российской Федерации. В данной главе нет положений о законе о контракте страхования.

В случае если так, то тогда какой суть заниматься данной работой? И не связано ли это с принятием указа Президента «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ»?

– Вопрос о необходимости разработки особого закона о контракте страхования начал обсуждаться уже давно, в то время, когда еще кроме того бесед о вероятном трансформации Гражданского кодекса не велось. Но указ, о котором вы рассказываете, непременно, открывает новые возможности.

Хотелось бы практически два слова сообщить по поводу грядущих трансформаций Гражданского кодекса. Данный закон, непременно, сыграл ключевую роль в формировании правовых баз рыночной экономики, закрепив последовательность наиболее значимых правил регулирования гражданско-правовых сделок и выяснив правовой режим их осуществления, в основном соответствующий новым социально-экономическим реалиям.

Кодекс стал базой современной совокупности гражданского законодательства. Но одновременно с этим я обязан прямо заявить, что я ни при каких обстоятельствах не рассматривал Гражданский кодекс в качестве «священной коровы» гражданского законодательства.

Кроме того первое знакомство с его текстом продемонстрировало, что в нем множество серьезнейших недостатков: имеются нормы, каковые в противном случае как нелепыми не назовешь; имеется легко декларативные положения; существует множество пробелов; далеко не всегда нормы Кодекса выстроены с нужной внутренней логикой; существует многозначность терминов и без того потом и тому подобное. Нетрудно было сделать вывод, что данный закон подготавливался в спешке, в то время, когда авторы, как говорят следователи, рубили финиши.

Сообщу открыто: была кроме того задумка собрать все эти недочеты в одну книгу, собственного рода антикодекс, но позже события помешали реализации данной идеи.

Глава 48 в этом смысле не есть исключением. Она, по моим расчетам, очень далека от совершенства. Те, кто смотрят за моими публикациями, знают, что редкая моя статья не содержит конкретных замечаний по поводу норм данной предложений и главы по совершенствованию соответствующих законодательных положений.

В данной связи вряд ли целесообразно приводить соответствующие примеры. Могу лишь выделить, что нет таковой статьи в главе 48 Кодекса, которая не нуждалась бы, как я считаю, в совершенствовании. Причем время от времени это возможно легко улучшение редакции без трансформации содержания, но как правило требуются содержания и изменения соответствующего правила.

Что касается возможностей для того чтобы закона, как закон о контракте страхования, то они вправду неочевидны. Я как юрист замечательно осознаю, что Гражданский кодекс не предусматривает принятия аналогичного закона, а следовательно, проект закона, без сомнений, приведёт к серьёзным возражениям со стороны юридических научно-исследовательских университетов, разных ведомств, и конкретных экспертов.

Но однако в то время, когда мне внесли предложение включиться в эту работу, я дал собственный согласие. Из-за чего? Во-первых, эта работа занимательна сама по себе.

Во-вторых, я постоянно ощущал некую неудовлетворенность, формулируя замечания по отношению к действующему законодательству. Это связано с тем, что для того чтобы рода замечания весьма похожи на заплатки – им недостает системности и завершённости.

Те, кто когда-либо трудился над законопроектами, знают, что сформулировать норму хорошего права куда сложнее, чем раскритиковать уже существующее положение. Как говорится, разрушать – не строить. Кроме того в случае если постараться привести в совокупность имеющиеся предложения о совершенствовании отдельных статей закона, это неизбежно приведет к трансформации редакции таких предложений, по причине того, что станет разумеется, что в рамках совокупности требуются иные версии, а время от времени и уточнение, а иногда и изменение концепции.

Это возможно пояснить на примере живописца, что написал массу эскизов, но в то время, когда стал соответствующие образы переносить в картину, то практически все подверг переработке, по причине того, что новая совокупность, в которую включаются образы, владеет собственной внутренней логикой, собственной структурой, своим духом. В-третьих, разве не весьма интересно поучаствовать в подготовке «совершенного» закона, в котором были бы отражены все самые современные и действенные теоретические наработки, что содержал бы ответы на те бессчётные вопросы, каковые появляются в правоприменительной практике?

В-четвертых, таковой проект даст замечательный импульс формированию теории страхового права. Очевидно, что таковой закон, как и все новое у большинства экспертов, приведёт к реакции неприятия, следовательно, начнутся заинтересованные дискуссии, будет произведен углубленный научный анализ тех категорий и страховых институтов, каковые пока не стали предметом особых теоретических изучений и воспринимаются как само собой разумеющиеся.

Как досрочно расторгнуть соглашение страхования


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: