О применении писем минфина и фнс

Перед вами отрывок отчета о семинаре Непростые налоговые вопросы: разработка ответа (лектор Рабинович А.М. — основной методолог ЗАО «ЭНЕРДЖИ КОНСАЛТИНГ/Аудит», кандидат исторических наук). Размещено в издании Основная книга.Конференц-зал 2012, № 03.

Итак, взглянуть на ведомственные письма с позиций оценки первого элемента налогового риска — вероятен ли спор с контролирующей вас ИФНС. В первую очередь имейте в виду, что ни настоящий инспектор, что придет к вам на диагностику, ни кроме того начальник инспекции, что подпишет ответ по проверке, никаких писем не пишут.

Они их просматривают и — либо делают, либо нет. Соответственно, как это ни безрадосно, для них принципиально важно не то, как обоснованна сформулированная в письме Министерства финансов либо ФНС позиция, в противном случае, обязаны ли они данной позиции направляться.

Как нам с вами осознать, какое из писем инспекторы учтут , а какое проигнорируют?

Прежде всего наблюдаем, откуда исходит разъяснение. В случае если это письмо ФНС, в котором написано, что оно согласовано с Министерством финансов, то отечественные действия, хорошие от изложенных в письме, — это большая возможность спора с сотрудниками налоговой администрации.

В случае если же это не совместное разъяснение, то начинаем вчитываться в сопроводительные формулировки.

Первый вариант — письмо Министерства финансов, направленное в ФНС и разосланное ею территориальным инспекциям с фразой для применения в работе. Тут также отечественное несоглашательство практически со стопроцентной возможностью повлечет налоговый спор.

По причине того, что инспектора руководство обязало делать так, как в письме написано. И если он письмо не будет применять в работе, его накажут. И как вы думаете, что живой налоговый инспектор выберет, даже в том случае, если трижды с этим письмом не согласен и считает, что вы поступили по закону?

Как правило — вряд ли истину.

Второй вариант — перед вами письмо ФНС, не проходившее согласования в Минфине. Тут стоит отыскать в памяти, что право разъяснять использование налогового законодательства предоставлено Министерству финансов. А налоговые органы ничего не разъясняют, они информируют плательщиков налогов о порядке уплаты и исчисления налогов.

В этих формулировках НК, само собой разумеется, большое количество лукавства. Как разъяснять использование, не сообщая о порядке исчисления? А как поведать о расчете налога, не толкуя нормы НК? Исходя из здравого смысла — нереально. А в действительности будет так.

В случае если несогласованное письмо ФНС содержит удачную для плательщика налогов позицию, с которой Министерство финансов не согласен, все может закончиться тем, что налоговую работу заставят его отменить. Исходя из этого осмотрительным рекомендую таким разъяснением не пользоваться.

В случае если же в письме ФНС пробюджетная позиция, оно, вероятнее, будет жить и здравствовать. Соответственно, избегающим спора налогоплательщикам придется на него ориентироваться, поскольку большая часть инспекторов будут направляться позиции собственного ведомства.

Кроме того в случае если в Министерстве финансов вычисляют в противном случае.

Само собой разумеется, НК обязывает налоговые органы руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов, причем любыми, без всяких оговорок. Однако 5 лет назад ведомства договорились между собой, что ФНС будет руководствоваться только теми письмами министерства, каковые оно направило конкретно ей.

А все другие послания сотрудники налоговой администрации вольны применять как их душе угодно.

И как показывает опыт, инспекторы довольно часто и с радостью пользуются любыми минфиновскими письмами в пользу бюджета. Те же, что удачны налогоплательщикам, в налоговой работе предпочитают не подмечать. А вдруг подобное письмо будет направлено ФНС, она оставляет за собой право подвергнуть его правильность сомнению. Тогда в сопроводительном письме ФНС появляется формулировка направляем для сведения.

Ее кроме того смогут сопроводить комментарием о том, что в ФНС вычисляют в противном случае.

Отыщем в памяти хотя бы безрадосно известную дискуссию ведомств о моменте принятия к вычету НДС, уплаченного налоговым агентом за чужестранца. В НК написано, что к вычету принимается НДС, уплаченный агентом. Министерство финансов уверен в том, что вычет заявляется в декларации за тот квартал, в котором НДС был перечислен в бюджет. ФНС возражает: НДС будет принимать во внимание уплаченным лишь по окончании того, как его сумма будет не только перечислена, но еще и отражена в поданной за данный квартал декларации.

В итоге агенту нужно будет ждать вычета целый квартал. И до сих пор данный спор между ведомствами никак не решится.

Страховые взносы: первые разъяснения Министерства финансов и ФНС


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: