За пять лет количество бюро кредитных историй сократилось вдвое. Пересчитать их по пальцам возможно будет раньше, чем начнется Олимпиада в Сочи.
Закон о бюро кредитных историй (БКИ), вступивший в силу в июне 2005 года, отработал первую пятилетку. Не смотря на то, что официально пройти регистрацию первым бюро удалось только в феврале 2006 года. К 1 декабря 2005-го все БКИ должны были привести собственную деятельность в соответствие закону.
Но вышел казус: бюро стали нарушать закон самим фактом собственного существования. ФСФР – регулятор БКИ – растолковывала заминку тем, что опоздала создать правила ведения реестра и другие нормативы, каковые были нужны для работы совокупности.
Но все это в прошлом, в котором насчитывалось около 60 «незаконных» бюро. Сейчас их практически вдвое меньше, и все они «состоят на учете» – в соответствующем реестре. В то время, когда БКИ начинали собственную работу, многие участники рынка прогнозировали, что настоящий эффект от них будет не раньше, чем через 5 лет: нужно накопить достаточный количество информации.
Прогнозы делались не учитывая затяжного кризиса. Сбылись ли они?
Кризис, затормозивший развитие кредитного рынка, снизил приток информации о новых заемщиках. Но, согласно данным ЦБ, что ведет центральный каталог кредитных историй, сейчас во всех бюро страны содержится информация о 45 млн заемщиков. В общем, внушает…
Кредитование оживает, и БКИ будут все чаще вспоминать кризис хорошим словом: он вынудил банки стать существенно осмотрительнее, сейчас они готовы экономить на чем угодно, лишь не на рисках. Само собой разумеется, степень влияния информации от БКИ на решение о выдаче кредита возможно различной.
Но в любом случае сотрудничество с большими рыночными бюро – настоящая возможность снизить риски на этапе принятия кредитного ответа.
на данный момент, в соответствии с закону о кредитных историях, банки обязаны приобретать письменное согласие заемщиков на предоставление информации о них в БКИ. Сравнительно не так давно поступило предложение поменять закон, лишив потребителей права выбора.
На мой взор, это не самая конструктивная инициатива с позиций развития рынка и снижения рисков. С одной стороны, любой банк может отказать в кредите заемщику, в случае если усмотрит в его «скрытности» какую-то опасность. Иначе, в полной мере допускаю, что кое-какие люди – а также, состоятельные клиенты – пробуют минимизировать попадание персональной информации в руки третьих лиц.
Они доверяют банку, а что-то такое БКИ и с чем его едят – им разбираться не хочется.
Допустим, человек имеет хорошую кредитную историю в конкретном банке и пользуется вторыми его продуктами. Вряд ли данный банк откажет такому потребителю в кредите, даже если он не хочет подписывать согласие о предоставлении данных в бюро.
Предположим, поправку к закону примут – и у клиента выбора не останется. Вероятный вред: человек не будет брать кредит вовсе, банк лишиться хорошего заемщика.
Второй вариант: клиент все-таки согласится на кредит, и эти машинально попадут в БКИ. Польза для финсектора? Она в этом случае не так уж высока.
Так как основная сокровище бюро – это та информация, которая касается нехороших заемщиков, которым выдавать ссуды запрещено.
Думаю, не следует законодательно ограничивать людей в выборе. Тем более что со временем они будут все больше привыкать к совокупности кредитных бюро и к конкретным игрокам этого рынка. Их количество еще больше сократится: на данный момент организации, на каковые приходится приблизительно 95% всех данных, возможно пересчитать по пальцам одной руки.
Небольшие игроки борьбы не выдержат, сотрудничать с ними для банков для формального соблюдения закона все менее весьма интересно.
Уже сейчас наличие хорошей кредитной истории может упростить процесс получения ссуды. В возможности «умелые» заемщики будут получать и разные денежные преимущества.
А тот, кто хочет хранить собственные кредитные дела в тайне – должен иметь на это полное право.
Mass Effect Фильм