Нематериальные пассивы

Как мы знаем, в состав активов предприятия, не считая главных и оборотных средств, входят и нематериальные активы. Продавец бизнеса в большинстве случаев норовит включить в оценку собственной компании все «неосязаемые сокровища», каковые лишь смогут прийти ему на ум.

Но клиенту необходимо держать ухо востро: кое-какие из них в действительности не стоят ни копейки.

Для «неосязаемых сокровищ» в рабочий практике уже давно придумано особое слово, которое российские бизнес-брокеры применяют без перевода, — «гудвилл». Его значение клиенту бизнеса возможно растолковать так: это все то, за что он переплачивает, в то время, когда решает приобрести уже трудящуюся на рынке компанию, вместо того дабы создать совершенно верно такую же с нуля.

В состав гудвилла входят патенты, лицензии, эксклюзивные договора, клиентская база, неповторимый коллектив единомышленников и безукоризненная деловая репутация компании. Все это существует и формирует дополнительную сокровище в сердцах и умах потенциальных клиентов — сверх стоимости имущественного комплекса предприятия.

Но это нельзя пощупать руками. Не все из этого кроме того возможно учесть на балансе. Исходя из этого около стоимости гудвилла существует множество мифов, вводящих в заблуждение как продавцов, так и клиентов бизнеса.

По интернациональным и русским стандартам бухучёта на балансе компании учитываются лишь те нематериальные активы, каковые возможно предъявить, образно говоря, физически — другими словами в виде патентов, лицензий, торговых знаков и знаков обслуживания, защищенных разработок. Цена таких активов равна затратам на их создание.

И в случае если у вас имеется подтверждающие документы об оплате, например, услуг и госпошлины патентных поверенных, то это и будет цена лицензии, на которую к тому же начисляется амортизация. Неформальные затраты на преодоление административных барьеров, которые связаны с лицензированием и патентованием, к зачету не принимаются.

Цена, создаваемую гудвиллом, возможно оценить математически лишь в том случае, если с его помощью компания может приобретать так именуемую избыточную прибыль. Излишней считается прибыль, превышающая среднеотраслевые показатели либо минимальную экономически обоснованную доходность вашего бизнеса.

Во всемирной практике существует неписаное, но в полной мере разумное правило: для малых компаний главные средства должны приносить за год не меньше 15% чистой прибыли от их среднегодовой стоимости, оборотные — не меньше 10% (цифры приспособлены к русским экономическим реалиям). В случае если получается меньше, то теряется экономический суть ведения бизнеса: разумнее свернуть дело, сдать имеющиеся площади в аренду, а деньги положить в банк. Все, что создается сверх данной минимальной доходности, возможно классифицировать как избыточную прибыль, которую приносит гудвилл, и капитализировать в цена нематериальных активов. (Для более больших компаний существуют другие методики, каковые также основаны только на оценке настоящих конкурентных преимуществ.)

Итак, гудвилл повышает цена бизнеса лишь в том случае, если разрешает получать больше соперников. В большинстве случаев это достигается в двух случаях: в случае если имеющиеся у вас защищенные разработки, оборудование, бизнес и высококвалифицированный персонал-процессы разрешают существенно снизить себестоимость продукции и в случае если деловая репутация позволяет реализовывать товар дороже подобного товара соперника.

Обращаю внимание читателей на то, что обладание известным некогда брендом, потерявшим собственные рыночные позиции, не формирует дополнительной цене при продаже компании. То же самое касается вложений, ошибочно считающихся нематериальными активами, как то: затраты на продвижение и создание сайта, другие маркетинговые и рекламные затраты, всевозможные ретробонусы и платы за вход в сети, откаты категорийным менеджерам.

Это затраты, другими словами пассивы, а не инвестиции и улучшения в будущее.

К примеру, я не смог отыскать неспециализированного языка с обладателями известного на рынке кондитерских изделий бренда. Они настойчиво приписывали к нематериальным активам 40 млн рублей, затраченных на вход в большие розничные сети, что, согласно их точке зрения, должно поднять цена компании раза в три от рыночной.

На том, что и по окончании всех этих вложений их бизнес уже в течении нескольких лет приносит миллионные убытки, обладатели предпочитали не заострять внимание. В другом случае я нашёл в графе «Нематериальные активы» управленческого баланса большого туроператора цифру в пара миллионов евро. «Ну мы же должны как-то покрыть дыру в балансе! — честно сообщили обладатели. — Но мы израсходовали кучу денег на создание неповторимой совокупности интернет-бронирования, которая получит со дня на сутки».

В итоге компанию выставили на продажу по невозможно завышенной цене. Кончилось все обращением и банкротством за материльной поддержкой к властям.

Баланс: пассивы предприятия


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: