Налоговый контроль цен: бег с препятствиями

Реализовать на практике норму статьи 40 Налогового кодекса, разрешающую доначислить выручку по рыночным стоимостям, контролерам не так-то легко. О том, какие конкретно трудности поджидают инспекторов в ходе налогового контроля стоимостей, и как вынудить эти трудности «трудиться» на вас, мы поведаем в данной статье.      

Как мы знаем, во многих случаях налоговая администрация в праве проконтролировать, вправду ли установленные в контракте цены соответствуют рыночным. Так, сотрудники налоговой администрации смогут проверить цены:

— по товарообменным (бартерным) соглашениям;
— по сделкам между взаимозависимыми лицами;
— по внешнеторговым операциям;
— в случае если в течение непродолжительного времени цена сделки отличается от других сделок с этими же товарами (работами, одолжениями) более чем на 20%.

И в случае если в следствии окажется, что договорная цена резко отличается от рыночной (больше чем на 20%), сотрудники налоговой администрации вправе пересчитать выручку (соответственно, и [advert=54]налог на прибыль[/advert]) по рыночным стоимостям. 

Последний из перечисленных случаев – особенный. Так как перед тем как проверить соответствие стоимостей рыночному уровню, инспекторам нужно будет доказать, что они по большому счету вправе осуществлять контроль сделку.

И вот именно здесь-то ревизоры и смогут столкнуться с препятствиями.    

Дело в том, что дословно статья 40 НК РФ (подпункт 4 пункта 2) «звучит» так:
«…при отклонении более чем на 20% в сторону увеличения либо в сторону понижения от уровня стоимостей, используемых налогоплательщиком по аналогичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени». Но кроме того сами инспекторы точно не знают, как применять эту формулировку: от какого именно «уровня стоимостей» направляться отсчитывать 20%?

Что такое «аналогичные (однородные) товары»? Какой период времени можно считать «непродолжительным»?

Поведаем о том, как эти вопросы решают на практике.

Препятствие 1: уровень стоимостей

С «уровнем стоимостей» имеется хоть какая-то ясность. Большая часть экспертов (как сотрудники налоговой администрации, так и свободные специалисты) сходятся во мнении, что за точку отсчета необходимо брать средневзвешенную цену, по которой компания реализовывает либо берёт тот либо другой товар.

Пример

ЗАО «Актив» создаёт стулья одной модели. В течение определенного времени компания реализовала:
— 200 стульев по цене 550 руб. за штуку;
— 100 стульев по цене 500 руб. за штуку;
— 200 стульев по цене 450 руб. за штуку.
При таких условиях «уровень стоимостей» за данный период составит:
(200 шт. Х 550 руб. + 100 шт. Х 500 руб. + 200 шт. Х 450 руб.) : (200 шт. + 100 шт. + 200 шт.) = 500 руб.

Ни одна из использованных компанией стоимостей не отклоняется от этого значения более чем на 20%. Исходя из этого контролировать, соответствуют ли эти цены рыночным, сотрудники налоговой администрации не имеют права.

Препятствие 2: идентичность товаров

С «аналогичными (однородными) товарами» все сложнее. В соответствии с Налоговому кодексу аналогичными считаются «товары, имеющие однообразные характерные для них главные показатели». Однородные – это такие товары, каковые, «не являясь аналогичными, имеют сходные характеристики и складываются из схожих компонентов, что разрешает им делать одинаковые функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми».

Meet Spot, the robot dog that can run, hop and open doors | Marc Raibert


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: