Международные стандарты отчетности и проблемы надзора

Ю. Н. ЮДЕНКОВ, к. э. н., доцент

Опубликовано: банки и Бухгалтерия февраль (№2 2003).

Внедрение МСФО в русского банковскую практику — вопрос решенный, тем более что альтернативы нет. Правила МСФО при верном подходе возможно помогут увеличению эффективности банковского бизнеса, что есть главной целью деятельности всех кредитных организаций.

Но нужно осознавать, что сама по себе [advert=79]отчетность[/advert] не меняет настоящих результатов функционирования банка и не содействует привлечению депозитов и клиентов. Так кто же, в то время, когда и как именно будет принимать участие (либо уже начал) в ходе перехода на Западные стандарты денежной [advert=80]отчетности[/advert] в Российской Федерации?

Кто?

Вся финансовая система России, включающая кредитные организации, Банк России и снабжающие организации. В этом ходе кроме этого принимают участие: компании — разработчики ПО для банков, аудиторские и консалтинговые компании, среди них и интернациональные, и учебные организации.

До тех пор пока нет ясного ответа, в какой степени будет принимать участие в этом ходе Минфин Российской Федерации, поскольку как раз от него зависит отчётности и организация учёта в целом по стране. В случае если отчетность фирм не будет адекватна банковской отчетности, последняя возможно искаженной.

Предприятия — клиенты банка будут отчитываться по ветхим правилам, а банки — по новым. Появляется, мягко говоря, некое неудобство при реализации и формировании макро- и микроэкономической и политики кредитования.

В то время, когда?

Официально — с 1 января 2004 г. Ясно, что подготовка к переходу началась уже давно и будет продолжаться в течение всего 2003 г. До тех пор пока неизвестно, с какого именно момента кредитные организации начнут предоставлять отчетность в соответствии с Западными стандартами в Банк России: с 1 февраля (за январь месяц 2004 г.) либо с 1 апреля (за три первых месяца 2004 г.). Кроме этого нет до тех пор пока ответа на вопрос, допускается ли введение «льготного» периода для банков, не перешедших в официально указанный срок на новые стандарты? (Попутно увижу, что для большинства коммерческих банков очень сильной мотивации «переходить» все-таки не существует.) направляться ли опасаться грядущего перехода?

Эксперты утверждают, что нет. Никто не планирует провоцировать банковский кризис. Как показывает опыт перехода на новый Замысел квитанций в 1998 г., банки откладывали собственные действия до последнего дня. Согласно данным официальной статистики, тогда лишь пять банков задержали отчетность на один месяц, все остальные удачно совладали.

Как именно?
без сомнений, коммерческим банкам на начальной стадии формирования отчетности по Западным стандартам нужно будет решить такие организационно-технические задачи, как:

  • обучение персонала методам и принципам формирования отчетности по МСФО;
  • закупить, отладить и согласовать с имеющимся новое ПО, подготовить персонал к работе с ним;
  • решить о формировании [advert=82]учетной политики[/advert]: организовывать ли параллельный

пооперационный учет (российский и интернациональный) либо корректировать русского отчетность, поскольку Замысел квитанций остается без трансформаций. При первом подходе банк несет дополнительные затраты: двойной ввод информации, двойной учет, двойная проверка. При втором подходе желаемый итог возможно и не достигнут, потому, что сейчас в банке учитывается не все данные для подготовки интернациональной отчетности либо это делается по вторым правилам. Управление банка должно решить, как будут организованы обеспечение и учёт формирования отчетности, наряду с этим вероятны комбинации указанных подходов.
Для работ, снабжающих функционирование финансовой системы, задача пребывает в своевременном распространении соответствующих руководств, положений и подготовке совокупностей, разрешающих принимать, передавать и обобщать сведения от кредитных организаций в соответствии с новым порядком формирования отчетности. Для компаний — разработчиков программных продуктов наступает, в случае если возможно так выразиться, третий этап опробований (первый этап — бум развития финансовой системы 1994–1995 гг., в то время, когда нужно было делать все возрастающий вал заказов на автоматизированные банковские совокупности (АБС); второй этап — переход в 1998 г. на новый Замысел квитанций, в то время, когда во многих банках было нужно поменять АБС).
Настоящий этап характеризуется тем, что по сути переход на МСФО дает банкам шанс рационализировать собственный бизнес, и продажей так именуемого «коробочного» продукта компаниям-разработчикам вряд ли удастся отделаться. Нужно будет разрабатывать личные, сверхсложные программы, нужно будет вникать во все тонкости МСФО и приспособить их к потребностям клиентов, что, непременно, потребует дополнительных затрат на технологов и консультантов со стороны. Будем сохранять надежду, что в следствии этих «событий» затраты конечного потребителя — коммерческого банка не через чур возрастут. Не смотря на то, что в полной мере допустим вариант формирования коммерческим банком пакета МСФО только для формального отчета перед Банком России, тогда себестоимость и цена нового программного продукта с позиций вероятных затрат будут минимальны.
Для аудиторских, учебных организаций и консалтинговых фирм внедрение новых стандартов бухгалтерской отчетности также есть важным опробованием. Нужно изучить и обобщить зарубежный опыт, детально разглядеть инструкции Банка России по каждому стандарту, чтобы аудиторское заключение, обучение и консультирование соответствовали мировому уровню. До тех пор пока оценивать деятельность коммерческих банков в соответствии с Западными стандартами смогут только отдельные эксперты. В случае если высказать предположение, что аудит отчетности коммерческих банков по результатам 2003 г. еще возможно будет проводить по ветхим правилам, имеется шанс подготовить нужное количество аудиторов к концу 2004 г. для подтверждения отчетности, составленной по МСФО.
И, наконец, как Банк России планирует использовать отчетность коммерческих банков, составленную по Западным стандартам? Отвечая в целом за устойчивость национальной финансовой системы, Банк России заинтересован кроме этого и в том, дабы она соответствовала совокупностям других государств. Как раз исходя из этого еще в 1997 г. при формировании нового Замысла квитанций Банк России публично заявил о присоединении к интернациональным правилам бухучёта.
Да, на сегодня финансовая система денежно еще весьма не сильный если сравнивать с европейскими государствами, тем более Америкой, но, в случае если мы желаем играться в «высшей лиге», то лучше начать овладевать правилами игры (интернациональными совокупностями оценки ведения бизнеса) на данный момент, а не позже. (Пример с требованиями к навигационному оборудованию и двигателям гражданских самолетов, утвержденными интернациональными правилами еще в 1993 г. и вступившими в силу в 2002 г., стал хорошим. Отечественные авиастроители сначала их оставили без внимания по принципу: «Или шах погибнет, или ишак погибнет», но позже было нужно расплачиваться по более высоким ставкам, потому, что скоро перестроить армаду отечественных самолётов, летающих в Европу, не удалось, в противном случае, что удалось, много стоило.) Кроме политических целей Банк России, учитывая введение в практику регулирования банковской деятельности c 1 января 2005 г. так именуемого положения Базель II, желает распространить интернациональную практику оценки банковских рисков и на русского финансовую систему. Образно говоря, указанное положение уточняет требования к оценке и капиталу активов и пассивов банка, дабы они не содержали скрытые утраты.

Курс Введение в МСФО: Тема 1 — отчётность


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: