Лучше раньше, чем никогда

Как верно найти подходящий момент для продажи собственного бизнеса.

Многие предприниматели не вспоминают о выходе из бизнеса, пока не появятся веские обстоятельства. Опоздание с принятием ответа ведет к падению инвестиционной привлекательности, а время от времени и к полной неосуществимости продажи компании.

Выбрать успешный момент достаточно сложно, потому, что имеется бессчётные факторы, каковые обладатель не в состоянии осуществлять контроль.

В развитых государствах к главным обстоятельствам продажи малого бизнеса относят достижение пенсионного возраста обладателем (вкупе с нежеланием детей продолжать домашний бизнес), и переезд на новое место жительства. В Российской Федерации главными побудительными мотивами помогают необходимость срочной расплаты по долгам и хроническая неспособность компании приносить доход.

И в случае если реализовывать проблемный бизнес нужно было «днем ранее», то с учетом срока экспозиции1 «на следующий день» возможно через чур поздно.

Один из факторов, воздействующих на цена компании, — ее устойчивость, условно высказываемая в формуле 1-3-5. Приобретение бизнеса, существующего менее года, через чур рискованна: до 70% фирм не доживает до первого дня рождения.

Вторым пределом считаются три года, но и это возраст, в то время, когда сказать об безотносительной устойчивости бизнеса к внутренним и внешним действиям до тех пор пока рано. По окончании успешной работы возможность банкротства быстро снижается.

По моим изучениям, в долговременной возможности выживает до 80% организаций, перешагнувших данный предел.

За пять лет жизненного цикла большая часть средних и малых компаний проходит стадию ранней юности и детства, окупает инвестированные и в той либо другой степени приближается к зрелости. На данной стадии в большинстве случаев происходит стабилизация доходов, а для предстоящего роста требуются большие инвестиции в человеческий капитал и материальные активы.

И в случае если бизнес перерастает собственного обладателя и делается «акселератом»2, то выведение его на новую траекторию не редкость неосуществимым без привлечения прямых инвестиций либо дружественного поглощения отраслевым инвестором.

Существует устойчивое вывод, что бизнес нужно реализовывать на пике доходности, тем самым максимизируя его цена. Но это не так. В этом случае клиент заплатит вам лишь за текущие доходы, по причине того, что гипотетическая будущая польза полностью зависит от возможностей нового обладателя, среди них и материальных. Самым разумным ответом было бы выгадать как раз тот период, в то время, когда на фоне устойчивого роста до стадии зрелости осталась пара–тройка лет.

В случае если клиент убедится в том, что ему достанутся самые «сливки» без дополнительных вложений, тогда возможно сказать о большой цене для продавца. Так и поступают самые талантливые предприниматели. К примеру, Олег Тиньков гордится тем, что вышел из всех прошлых проектов именно на данной стадии жизненного цикла.

Обладатели средних и малых компаний на интуитивном уровне способны ощутить либо предугадать первые признаки и усиление конкуренции замедления роста в собственной рыночной нише. Иногда в этом им оказывает помощь государство, объявляя об усилении регулирования либо мерах, каковые послужат понижению входного барьера.

В то время, когда рынку остается расти еще четыре–пять лет — самое время затевать предпродажную подготовку. В случае если предприниматель обратится ко мне со словами: «Ощущаю, что моему бизнесу остался год–полтора комфортной жизни», — ему еще возможно оказать помощь.

Круг потенциальных клиентов сужается: соперники уже не дадут хорошую цену, а «клиенты, руководствующиеся денежными мыслями», также не дураки и будут изучить возможности рынка. Хуже, в случае если клиент, замечательно все осознавая про собственный рынок, не информирует эту значительную данные брокеру: возрастает риск проработать с ним полгода впустую.

ArcheAge 4.5. Фармим на прокачку лука (лучше раньше чем ни при каких обстоятельствах)


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: