Лингвистическая вежливость

То, что мы из себя воображаем (либо считаем, что воображаем), — это продукт не только социальных университетов (семья, школа, работа и т. д.), но и социальных процессов, каковые довольно часто незаметны и происходят на уровне повседневных обстановок общения. Они оказывают помощь нам организовать повседневное поведение, придают ему суть; дают нам возможность чувствовать себя как личность.

Стратегии хорошей вежливости включают утверждения, свидетельствующие о доброжелательности, дружеских эмоциях, солидарности. В конечном итоге вежливость — это умение применять в ходе коммуникации верные стратегии.

В большинстве современных работ, посвященных проблемам межличностной коммуникации, развиваются идеи и способы, каковые в первый раз были предложены исследователем Ирвингом Гофманом (Erving Goffman).

Гофман сосредоточил внимание на небольших, повседневных актах сотрудничества, в каковые мы оказываемся вовлеченными чуть ли не за одну секунду. Он определяет сотрудничество лицом к лицу (face-to-face interaction) как «обоюдное влияние индивидов на действия друг друга в условиях яркого физического присутствия всех участников».

По Гофману, то, что мы из себя воображаем (либо считаем, что воображаем), — это продукт не только социальных процессов, каковые происходят на уровне социальных университетов (семья, школа, работа и т. д.), но и социальных процессов, каковые на первый взгляд незаметны и происходят на уровне повседневных обстановок общения. Эти микроуровневые процессы оказывают помощь нам некоторым образом организовать отечественное повседневное поведение, придают ему суть.

Они дают нам возможность чувствовать себя как личность. Разнообразные приемы в повседневном поведении помогают не только чтобы конструировать и поддерживать социальное сотрудничество, но и в равной степени чтобы конструировать отечественное представление о самих себе и о тех, с кем это сотрудничество осуществляется.

Гофман предлагает разглядывать «я» (self) как социальную конструкцию, используя понятие face (букв. «лицо») — «хорошая социальная сокровище, которую любой утверждает в ходе коммуникации с другими и которая принимается остальными» (Goffman 1999: 306). Так, само существование (поддержание) self и face встроено в ткань взаимной дополнительности и социального взаимодействия я и другого.

Один из способов поддержания «лица» — то, что Гофман именует межличностными ритуалами (interpersonal rituals). Гофман выделяет два их типа.

Презентационные ритуалы (presentational rituals) — это те акты, через каковые индивид позволяет понять реципиентам, как он их принимает. Ритуалы избегания (avoidance rituals) — это такие формы выражения уважительного отношения, при помощи которых актор может держаться на расстоянии от реципиента.

То, как люди применяют язык, сводится к искусному балансированию между этими двумя качествами понятия «лица». Это балансирование приводит к маскировке речевых актов.

Так, прямая просьба,направленная партнеру по коммуникации, может создать угрозу его «лицу», потому, что для исполнения просьбы ему, вероятнее, нужно будет изменить собственные начальные замыслы. Исходя из этого предпочтение отдается не императивному предложению, к примеру «Откройте окно» (либо кроме того «вежливому императиву» «Откройте, прошу вас, окно»), а предложению с императивом 1-го лица, множественного числа, показывающему на неспециализированную заинтересованность (включенность в обстановку) как говорящего, так и слушающего: «Давайте откроем окно?» Вероятны кроме этого другие варианты, демонстрирующие, что говорящий не желает накладывать на слушающего никаких обязательств, к примеру: «Простите, не могли бы Вы, в случае если Вас это не затруднит, открыть окно?»

Язык определяет мышление?


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: