Льгота по ндс для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть?

Уже более двух с половиной лет (1) в налоговом законодательстве существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными зданиями, в частности, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ…:

29) реализация услуг ЖКХ, предоставляемых управляющими организациями…, при условии приобретения услуг ЖКХ указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газоснабжающих организаций;

30) реализация работ (одолжений) по ремонту и содержанию неспециализированного имущества в многоквартирном доме, делаемых (оказываемых) управляющими организациями…, при условии приобретения работ (одолжений) по ремонту и содержанию имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у индивидуальных предпринимателей и организаций, конкретно делающих (оказывающих) эти работы (услуги).».

По большому счету налоговая льгота по собственному смыслу предполагает возможность для плательщиков налогов трудиться в более удачных если сравнивать с ранее существовавшими (до введения льготы) условиях и получения какой-либо налоговой экономии/понижения налоговой нагрузки. В настоящей статье постарается разобраться, в чем сущность вышеуказанной льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие конкретно преимущества может дать ее применение.

В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией одолжений (услуг ЖКХ) получение какого-либо экономического результата от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо нереально. Это обусловлено правилами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:

1) плата за услуги ЖКХ начисляется обитателям по утвержденным тарифам, изменять каковые по собственному усмотрению управляющая компания не имеет права;

2) расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания создаёт по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения;

3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам услуг ЖКХ (в виде хорошей отличия между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила обитателям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она обязана заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

Единственное, что изменяется , если организация решает (2) использовать льготу, — это налоговый учет операций по реализации услуг ЖКХ.

В случае если управляющая компания не использует льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и сокращает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»; 2) полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС, компания сокращает на понесенные ей затраты по приобретению коммунальных ресурсов (кроме этого уже «очищенные» от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, также как и сам налог на прибыль, составляют «0».
При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от принятия и населения платежей к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит; вся сумма выручки от населения согласится доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за купленные услуги ЖКХ, — затратами УК. Итого налог и налогооблагаемая прибыль на прибыль равны «0».

Как видно, никакой экономии денежных средств управляющей компании с связи с введением льготы по НДС в отношении услуг ЖКХ не происходит; исходя из этого содержащуюся в подп. 29 п. 3 ст.

149 НК РФ «льготу» вряд ли возможно назвать льготой.

Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению одолжений (по ремонту и содержанию неспециализированного имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется лишь в части взаимоотношений «УК — население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с обитателей на ремонт и содержание (3).

Цена же, по которой УК обязана купить такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК по большому счету может оказывать услуги по ремонту и содержанию сомостоятельно, не прибегая к привлечению сторонних организаций.

Как следствие, у управляющей организации может появиться прибыль от оказания таких одолжений (в виде отличия между платежами от населения и затратами на привлечение подрядчиков/на выплату заработной плата своим работникам).

К.Бабкин: поменять суть налогов!


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: