С определенного времени к социальным услугам — прежде прерогативе национальной — стали деятельно подключаться негосударственные структуры. Посредством предпринимателей и общественности создаются дома старых, приюты для школы и бездомных-интернаты для детей с отклонениями в развитии.
Значит ли это, что национальные учреждения не справляются с возложенной на них функцией? И каких изменений ожидать населению с развитием национально-частного партнерства?
1. Зависят ли эффективность и качество социальных одолжений от организационно-правовой формы компании, которая их оказывает (частные организации, бюджетные учреждения)? Из-за чего сейчас так много внимания уделяется помощи негосударственных социально ориентированных организаций?
2. Уровень качества услуг, так же как и товаров, не зависит от того, к какому виду юрлица относится их поставщик. Образно говоря, место произрастания моркови — на колхозном поле либо на фермерском — не определяет, где она будет слаще.
Уровень качества будет зависеть от того, выполнены ли требования и правила к производству продукта. А при с одолжениями -требования и правила к их оказанию.
Выполняют ли поставщики услуги стандарт ее предоставления.
Под эффективностью понимается верное соотношение затрат на предоставление достигнутого результата и услуги. При с социальными одолжениями мы говорим об удельных расходах, из-за которых жизненная обстановка человека изменилась к лучшему (ребенок приобрел новые знания и навыки, пожилой одинокий человек устранил непосильные для него бытовые заботы и т. д.).
Тут именно имеется потенциал увеличения эффективности одолжений, в первую очередь, за счет демонополизации бюджетного сектора через привлечение в него негосударственных социально ориентированных организаций.
Кстати, запрос на их привлечение сформировался не сейчас. С середины 2000-х, в то время, когда происходило разграничение полномочий между уровнями власти, у региональных и местных органов управления стало возмможно вырабатывать нормативную базу для оказания социальных одолжений населению за счет средств собственных бюджетов с привлечением публичных некоммерческих организаций.
Довольно часто такие организации, оказывающие социальные услуги, появлялись на базе взаимной поддержки и групп самопомощи (клубы калек, ассоциации выпускников детских домов, ассоциации своих родителей детей-калек). К примеру, в Томске публичная организация создала первый приют для бесприютных, что в 1999 г. приобрел муниципальный статус.
Именно поэтому он значительно расширил собственную материальную базу и открылся позднее уже в новом качестве — муниципального центра «Приют для лиц без определенного места жительства».
Количество оказываемых такими организациями одолжений, само собой разумеется, был мал если сравнивать с муниципальными и национальными учреждениями. Услуги предоставлялись по большей части участникам самих организаций, в первую очередь вследствие того что ресурсов и средств было довольно немного.
Но некоммерческие организации брались за ответ таких социальных неприятностей и помогали тем уязвимым группам населения, до которых у национальной социальной политики по тем либо иным обстоятельствам не доходили руки (к примеру, организация приютов для упомянутых бесприютных либо для жертв домашнего насилия).
О том, из-за чего США являются террористическим страной №1. Пламен Пасков