Классификация малых групп в менеджменте

На данный момент известно около пятидесяти разных классификаций малых групп. Они различаются по времени их существования (долгосрочные и краткосрочные), по степени тесноты контакта между участниками, по методу вхождения в них человека и т.д.

Самый распространены три классификации:

  • деление малых групп на «первичные» и «вторичные»;
  • деление на «формальные» и «неформальные»;
  • деление на «референтные группы» и «группы членства».

1. Главный показатель первичных групп — непосредственность контактов. Вторичными считаются группы, где нет ярких контактов, а для общения между участниками употребляются разные «посредники», к примеру в виде средств связи. По существу исследуются в будущем как раз первичные группы, так когда они удовлетворяют критерию малой группы.

2. Вторым из исторически предложенных делений малых групп есть их деление на формальные и неформальные. В первый раз это деление было предложено американским исследователем Э. Мэйо при проведении им известных хоторнских опытов.

Формальная несколько, в соответствии с Мэйо, отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее участников, они выяснены групповыми нормами, строго распределены роли всех участников группы, совокупность подчинения, структура власти — представление об отношениях в группе по вертикали как отношениях, определенных совокупностью статусов и ролей.

Формальные группы появляются в организации и функционируют как обособленные структурные подразделения в следствии выделения и разделения труда отдельных специальных функций. Для исполнения этих функций требуются люди, владеющие определенной квалификацией, имеющие определенную профессию и готовые в совокупности совместной деятельности делать определенную работу.

Неформальные группы создаются в формальной группы участниками организации в соответствии с их обоюдными симпатиями, неспециализированными заинтересованностями, однообразными увлечениями, привычками и т.п. Эти группы существуют во всех организациях, не смотря на то, что они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

Неформальные группы в большинстве случаев имеют собственные нормы поведения и неписаные правила: люди прекрасно знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение позиций и ролей.

В большинстве случаев эти группы имеют очевидно либо неявно выраженного фаворита. Во многих случаях неформальные группы смогут оказывать на собственных участников влияние — равное либо кроме того большее, чем формальные структуры.

Несколько дает человеку чувство защищенности, она придает человеку больше уверенности в себе во внешних сотрудничествах. От группы он ожидает помощи, помощи в ответе собственных задач, в группе человек обучается, перенимая опыт вторых, лучше осознавая потенциал и свои возможности.

Несколько предоставляет возможность избежать состояния и одиночества потерянности, ненужности.

3. По психотерапевтическим чертям различают группы членства иреферентные группы (эталонные), правила и нормы которых помогают для личности примером. В первый раз эта классификация была введена американским исследователем Г. Хайменом, у которого в собствености открытие феномена «референтной группы».

В собственных опытах Хаймен продемонстрировал, что часть участников определенных малых групп разделяет нормы поведения, принятые не в данной группе, а в какой-то второй, на которую они ориентируются. Такие группы, в каковые люди не включены реально, но нормы которых принимают, Хаймен назвал «референтными группами».

Разрабатывая в будущем понятие «референтных групп», Г. Келли выделил две их функции: сравнительную и нормативную, продемонстрировав, что «референтная несколько» нужна индивиду либо как эталон для сравнения собственного поведения с ней, либо для нормативной оценки его.

Социальная психология. Лекция 13.1. Малые группы


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: