Каким способом начислять амортизацию?

Сблизить бухгалтерский и налоговый учет, избежать применения ПБУ 18/02 грезит любой бухгалтер. Какие конкретно преграды появляются на этом пути при приобретении главного средства, и стоит ли их преодолевать? В статье рассматриваются спорные моменты начисления амортизации и даются советы по ее оптимизации.

О. Преснова, специалист «ПБ»

Амортизация в бухгалтерском учете может начисляться одним из четырех способов, перечисленных в ПБУ 6/01. Для целей же налогового учета на выбор бухгалтера предоставлено лишь два способа (ст. 259 НК РФ). Организация самостоятельно решает, какой способ ей закрепить в [advert=83]учетной политике[/advert].

Но, не обращая внимания на все разнообразие, значительно чаще, как для целей бухгалтерского, так и налогового учета, выбирается линейный способ. Объяснений этому пара.

«минусы» и «Плюсы»

Линейный способ есть самым несложным, не требующим от бухгалтера дополнительных расчетов. Это единственный способ, что разрешается применять и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Так, главным «плюсом» линейного способа есть упрощение технического процесса. Но не следует кроме этого забывать, что начисление амортизации отражается на балансовой цене актива. Чем выше цена имущества и меньше его износ, тем более привлекательной выглядит компания.

Что же противопоставляют линейному способу дегрессирующие методы?

Во-первых, минимизацию налоговых платежей. Используемый способ в бухгалтерском учете конкретно воздействует на обязательства организации по налогу на имущество, а в налоговом учете – на базу по [advert=56без сомнений на прибыль[/advert].

Как следствие, происходит рационализация финансовых потоков, достигается инвестиционный выигрыш организации. Во-вторых, для совпадения сумм начисленной амортизации нужно соблюдение дополнительных условий, что во многих случаях есть легко неосуществимым.

И, наконец, при выборе линейного способа, предполагается, что актив употребляется равномерно в течение всего срока его эксплуатации, что не всегда обоснованно.

Для принятия рационального ответа проанализируем подробно, при каких событиях возможно достигнуть сближения налогового и бухучёта, и какие конкретно «утраты» будет нести наряду с этим организация.

Что будем амортизировать?

Первое расхождение, которое кидается в глаза при сравнении амортизируемого имущества в бухгалтерском и налоговом учете, связано с его начальной ценой. В целях исчисления [advert=55]налога на прибыль[/advert] амортизируемым имуществом согласится имущество со сроком нужного применения более 12 месяцев и начальной ценой более 10 000 рублей (п.

1 ст. 256 НК РФ).

Так, в случае если цель организации – сближение бухгалтерского и налогового учета, то большой лимит списания активов в бухгалтерском учете обязан составлять лишь 10 000 рублей. В итоге, в бухгалтерском учете нужно будет отражать и амортизировать дополнительные активы.

В этом случае на малого сумму увеличится налог на имущество.

Существуют и неустранимые различия. К примеру, в соответствии с пункту 3 статьи 256 Налогового кодекса, из состава амортизируемого имущества исключаются главные средства, переданные (полученные) по контрактам в безвозмездное пользование.

ПБУ 6/01 такие главные средства амортизировать не запрещает. Единственный выход у организаций: избегать аналогичных сделок.

Устанавливаем срок эксплуатации

В целях налогового учета предприятие определяет срок нужного применения объектов на основании Классификации главных средств, включаемых в амортизационные группы, (утв. распоряжением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Для каждой из групп установлен промежуток сроков нужного применения, в пределах которого предприятие вправе самостоятельно выбирать срок для конкретного объекта.

В случае если объект не перечислен в десяти амортизационных группах, то плательщик налогов обязан устанавливать срок в соответствии с техническими условиями либо рекомендациями организаций-изготовителей (п. 5 ст. 258 НК РФ).

Способы амортизации в бухгалтерском учете


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: