Как определить стоимость утраченного груза?

Материал подготовлен экспертами Центра методики налогообложения и бухгалтерского учёта

В соответствии с универсальным чартером при недостачи груза (50 нетто метрических тысячь киллограм мороженой рыбы) фрахтователь в праве выставить владельцу судна претензию на покрытие ущерба из расчета цены за 1 тонну – FOB промысловое судно. При выгрузке в порту фрахтователем найдена недостача 60 мест палтуса мороженого.

Груз потерян по вине владельца судна. Вправе ли фрахтователь, обращаясь к владельцу судна с взысканием причиненных потерей груза, выяснить цена потерянного груза исходя из цены рыбы в порту?

Исходя из интернациональных правил толкования торговых терминов Инкотермс 2000 Free on Board/Вольно на борту свидетельствует, что продавец делает поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента клиент несет все риски потери либо повреждения товара.

В соответствии с термину FOB от продавца требуется исполнение таможенных формальностей, нужных для вывоза. Этот термин возможно использован лишь при перевозке морским либо внутренним водным транспортом. В случае если стороны не собираются осуществлять передачу товара через поручни судна, направляться применять термин FCA.

Как указано в статье 116 КТМ РФ, правила, установленные главой 8 КТМ РФ «Контракт морской перевозки груза», используются, в случае если соглашением сторон не установлено иное. В случаях, прямо указанных в главе 8 КТМ РФ, соглашение сторон, не соответствующее правилам, установленным главой 8 КТМ РФ, ничтожно.

В соответствии с пункту 1 статьи 169 КТМ РФ перевозчик отвечает за потерю либо повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах:

1) за потерю груза — в размере цены потерянного груза;

2) за повреждение груза — в размере суммы, на которую понизилась его цена;

3) при потери груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, — в размере заявленной цене груза. За перевозку груза с заявленной сокровищем с отправителя либо получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется контрактом морской перевозки груза.

Перевозчик кроме этого возвращает полученный им фрахт, в случае если фрахт не входит в цена потерянного либо поврежденного груза.

Пунктом 2 статьи 169 КТМ РФ общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из цены груза в том месте и в тот сутки, в каковые груз был выгружен либо должен был быть выгружен с судна в соответствии с контрактом морской перевозки груза.

Цена груза определяется исходя из цены на товарной бирже либо, в случае если нет таковой цены, исходя из существующей рыночной цены, а вдруг нет ни той, ни второй цены, исходя из простой цены грузов того же качества и рода.

Из суммы, подлежащей возмещению за потерю либо повреждение груза, вычитаются затраты на перевозку груза (фрахт, пошлины и другие), каковые должны были быть произведены грузовладельцем, но благодаря потери либо повреждения груза произведены не были.

На основании статьи 116 КТМ РФ, правило об ответственности перевозчика (169 КТМ РФ) не носит императивный темперамент.

В рассмотренной ситуации стороны установили другой, если сравнивать с указанным в КТМ РФ, размер ответственности (цена рыбы на условиях FOB промысловое судно).

Исходя из положений КТМ РФ, определение фрахтователем при обращении с требованием о взыскании с владельца судна убытков, причиненных потерей груза, стоимости потерянного груза исходя из цены рыбы в порту есть неправомерным определение цены потерянного груза.

Расчет цены перевозки грузов на сайте «Деловые линии»


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: