Как избежать проведения выездной налоговой проверки: одиннадцать правил игры

Материал предоставлен изданием Малая бухгалтерия: упрощенка, вмененка, ЕСХН/

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция совокупности планирования выездных налоговых испытаний (потом — Концепция либо документ). Охарактеризуем этот документ как попытку развить тему недобросовестности (добросовестности) плательщика налогов, необоснованности получения налоговой прочих характеристик и выгоды его деятельности.

Э. ГЛУХОВСКАЯ, СПЕЦИАЛИСТ АКДИ

Из-за чего мы остановились на таком подходе? Разумеется, что главная масса споров с налоговыми органами проистекает не по факту неточностей в налоговом учете, а в следствии действий плательщика налогов, направленных на оптимизацию налогообложения.

Соответственно упрощая, возможно утверждать, что налоговая проверка назначается при подозрения на недобросовестность плательщика налогов — любого, среди них и находящегося на особом режиме налогообложения.

Принимая ответ о ее проведении, предполагается, что проверка должна быть действенна, труд контролирующих должен быть обоснован, при назначении выездной проверки должны быть все основания считать, что ее результатом будет обнаружение нарушений налогового законодательства и доначисления (штрафы).

————————

Термин недобросовестность в связи с принятием Распоряжения Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 уступил место понятию необоснованное получение налоговой пользы.

Иными словами, очевидна одна из целей Концепции: утвержденные в Концепции критерии должны оказать помощь налоговым органам принять самоё мотивированное ответ о назначении проверки в отношении конкретного плательщика налогов.

Отсыл к недобросовестности плательщика налогов предполагается и в самом тексте Концепции. При оценке показателей для назначения выездной налоговой проверки налоговый орган обязан разбирать возможность извлечения необоснованной налоговой пользы, а также по событиям, указанным в Распоряжении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой пользы.

По поводу последнего документа отметим, что он кроме этого содержит критерии, применяемые судебными инстанциями для оценки поведения плательщика налогов с позиций обоснованности его налоговой пользы (недобросовестности). Следовательно, принятая Концепция имеется подобная попытка вышестоящего ведомства — Федеральной налоговой работы донести принципы работы с недобросовестными налогоплательщиками до нижестоящих налоговых органов.

С одной стороны, любое познание налогоплательщиком того, из-за чего назначается выездная налоговая проверка, имеется для него благо. Действия налогового органа как бы становятся прогнозируемыми.

Иначе, стоит предотвратить читателя о том, что созданные параметры для налогового органа совсем не необходимы. Другими словами не предусмотрена процедура оспаривания самого факта назначения налоговой проверки, даже в том случае, если плательщик налогов уверен в том, что не подпадает под созданные характеристики.

Иными словами, в Концепции (как и в Налоговом кодексе РФ) нет как такового правового инструмента для противодействия налоговому органу, принявшему необоснованное ответ о назначении проверки. И осуществляющий контроль орган так же, как и прежде ничем не связан в вопросе выбора объекта для выездной налоговой проверки.

Цели для того чтобы документа прежде всего воспитательные — это попытка вынудить плательщика налогов добровольно отказаться от инструментов минимизации налогов, сформулировать и донести до плательщика налогов правила игры, выполняя каковые он может взять территорию налоговой стабильности (интервью помощника начальника ФНС России Т.В. Щевцовой агентству Интерфакс о параметрах независимой оценки рисков для плательщиков налогов).

В самом же тексте Концепции декларируется, что налоговые испытания в совершенстве не должны затрагивать законопослушного плательщика налогов (п. 5 Концепции).

От общих задач и целей Концепции перейдем фактически к созданным параметрам. Введено 11 параметров.

В качестве разъяснения списка показателей плательщика налогов, содержащегося в Концепции в соответствии с Приказом, ее утвердившим, были созданы более подробные Общедоступные параметры независимой оценки рисков плательщиков налогов, применяемые налоговыми органами в ходе отбора объектов с целью проведения выездных налоговых испытаний от 25.06.2007 (потом — Общедоступные параметры).

Полный список параметров с цифровыми показателями и разъяснениями размещён на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Итак, предлагаются следующие характеристики плательщика налогов, относящие его к группе риска в смысле назначения в отношении него выездной налоговой проверки.

1. Налоговая нагрузка плательщика налогов ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Указанный критерий представляет собой некоторый сравнительный анализ по горизонтали. Сравнивать направляться с данными Федслужбы национальной статистики (Росстата). На настоящий момент выведены цифровые показатели налоговой нагрузки по главным видам экономической деятельности на 2006 г. (Приложение N 1 к Общедоступным параметрам).

Наряду с этим налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов согласно данным отчетности налоговых оборота и органов (выручки) организаций соответствующей отрасли согласно статистике.

К примеру, для для того чтобы вида экономической деятельности, как предоставление услуг ЖКХ, в 2006 г. была характерна высокая налоговая нагрузка, равная 16,8%. Другими словами 16,8% от выручки субъекта в среднем направлялось на уплату налогов.

Относительно низкой налоговой нагрузкой — 3,8% отличалась в 2006 г. деятельность по оптовой и розничной торговле, ремонту транспортных средств, мотоциклов, предметов и бытовых изделий личного применения.

Остается нерешенным вопрос: учитывают ли эти Росстата тот факт, что организация может пребывать на особом режиме налогообложения и соответственно ее налоговая нагрузка возможно объективно ниже среднестатистических данных организаций, находящихся на неспециализированном режиме? Предположительно не учитывает, исходя из этого остается ожидать дополнительных разъяснений осуществляющих контроль органов на эту тему.

Однако на данный момент возможно утверждать, что никакой очень предусмотренной статистики для плательщиков налогов, применяющих особый режим налогообложения, не существует.

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ Мероприятий и ПРОВЕРОК НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: