Кадры впрок

С советских времен молодых экспертов приветствуют на производстве словами «А сейчас забудьте все, чему вас учили в университете!». К счастью, уже не везде: в таком деле, как подготовка экспертов, между системой и бизнесом высшего образования неспешно начинают выстраиваться отношения «клиент — подрядчик».

Один из инструментов — кафедры и факультеты компаний при вузах.

Компания «Яндекс», у которой и без того три базисных кафедры в вузах (ВШЭ, МФТИ и СПбГУ), с этого учебного года курирует в Высшей школе еще и новый факультет — компьютерных наук. До этого «Яндекс», как и многие большие ИТ-корпорации, занимался студентами только с третьего курса, другими словами с момента выбора специализации.

Сейчас — решил взяться за первокурсников, дабы с первых лекций учить студентов по-новому. Как растолковывает глава группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож, компьютерная наука так скоро начинается, что хорошее образование за ней просто не успевает.

Подход нового факультета содержится в том, дабы не перегружать студентов фундаментальными науками: практические дисциплины составляют приблизительно половину от всех направлений. Но, все же не бoльшую часть программы, как, к примеру, в Стэнфордском университете.

Не обращая внимания на жажду скоро загрузить студентов в практику, основатели факультета верят в силу фундаментальной науки, прививающей студентам широту взоров. А это свойство всегда было конкурентным преимуществом выпускников русских институтов.

Как растолковывают в «Яндексе», создание и софинансирование целого факультета позвано потребностью формирования среды, в которой существует компания: чем больше будет на рынке хороших айтишников, тем лучше. Но практический интерес «Яндекс» также имеет, поскольку студенты будут заниматься самыми передовыми вещами в области ИТ — такими как анализ громадных данных, методы информационного поиска, компьютерное зрение и т. д.

«Для многих больших русских компаний понятие «форсайт компетенций» уже не есть абстрактной идеей, — говорит Александр Чулок, помощник директора Форсайт-центра НИУ ВШЭ. — Компании занимаются формированием собственного будущего, они прогнозируют, какие конкретно рынки покажутся на следующий день и послезавтра, какие конкретно разработки будут пользуются спросом, а услуги и продукты — конкурентоспособными. В этом контексте крайне важно понимать, какие конкретно компетенции потребуются от экспертов с течением времени.

К примеру, в случае если мы говорим об инженерных профессиях, главным навыком студента возможно знание сопромата. А вот через 5–10 лет, в полной мере может статься, «неспециализированным местом» в обучении будет умение трудиться с графеном. Соответственно, подобные навыки нужно закладывать уже на данный момент».

Машина времени О том, какие конкретно эксперты и с каким комплектом компетенций потребуются технологическим компаниям, необходимо думать минимум на 8–10 лет вперед — с учетом времени, которое пригодится на разработку новых образовательных программ и фактически обучение. Сами институты, оставаясь «герметичными» по отношению к внешней среде структурами, вряд ли смогут функционировать на опережение.

Большие российские ИТ-компании трудятся в тесной связке с вузами уже около десяти лет. «Участие компаний в обучении студентов — одно из наиболее значимых условий для развития отечественной отрасли, — уверен Андрей Очеретный, помощник директора по образовательным проектам компании ABBYY. — По книжкам ИТ не научить! В случае если учит человек, что в течении тридцати лет только преподавал программирование в институте, результата не добиться: мотивация студентов будет стремиться к нулю.

Все передовые знания и новые разработки сейчас находятся конкретно в компаниях. И институты замечательно это знают, открывая двери для практиков из бизнеса».

38_1 S Kramarov-1972 С Крамаров


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: