Инвентаризация по-банковски, или мы пойдем другим путем

Приближается ноябрь, а вместе с ним – время ежегодной описи в рамках подготовки к составлению годового бухотчета.

Все взрослое население России возможно поделить на три части. Первая – те, кто знаком с понятием «опись» по фильму «Служебный роман». Вторая – «офисный планктон», иногда замечающий за процессом и сопровождающий его остроумными комментариями и жизнерадостным смехом.

И третья – те, кто эту самую опись проводит.

Первая несколько смеется над описью, по причине того, что это в фильме это вправду выглядит смешно. Вторая несколько, по всей видимости, от счастья – так как участвуют в этом лишь в качестве зрителей.

Ну а третья не смеется по большому счету ни при каких обстоятельствах. Кроме того в цирке.

Что же касается банковских представителей третьей группы, то у них особенная будущее. По причине того, что Банк отечественный России имеет собственное представление об описи, хорошее от вторых.

В соответствии с статье 12 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны проводить опись обязательств и имущества, на протяжении которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, оценка и состояние. Это требование распространяется на все организации, включая кредитные.

Для банков на данный момент действует Указание ЦБ РФ от 17 декабря 2004 г. № 1530-У «О порядке составления кредитными организациями годового бухотчета», предусматривающее проведение описи всех статей баланса по состоянию на 1 ноября либо 1 декабря отчетного года.

Получается, что у всех организаций, не считая банков, описи подлежат лишь обязательства и имущество. А у нас – все статьи баланса, включая кроме того срочные сделки.

По поводу имущества вопросов нет – ходи и сверяй фактическое наличие с учетными данными, как это делал Георгий Бурков и его девичья команда. С обязательствами и требованиями также светло: их «фактическое наличие» должно быть документально подтверждено второй стороной (к примеру, выписками из корсчетов, актами сверки с агентами либо справками о подтверждении остатков).

Но вот как быть с другими «статьями баланса», которых у банков немеряно? Лично у меня не достаточно фантазии, дабы представить себе документальное подтверждение и проверку наличия, оценки и состояния начисленных процентов, расходов и доходов, резервов на вероятные утраты, резервного фонда и уставного капитала.

Не говоря уже о внебалансовых срочных сделках и счётах.

А ведь нужно еще инвентаризационные описи составлять!

В соответствии с «Словарю зарубежных слов» «Опись – составление описи имущества (вещественных расчётов и ценностей) предприятия, учреждения». Громадная Советская Энциклопедия именует опись проверкой состояния и наличия материальных сокровищ (главных и оборотных фондов) в натуре, и денежных средств, остатков средств на счете в остальных и банке расчетов с кредиторами и дебиторами».

Получается, что Банк России небрежным росчерком пера существенно расширил понятие описи если сравнивать с установленным законодательно (и с общепринятым также), применив данный термин к объектам, по которым в принципе нереально проверить фактическое наличие либо документальное подтверждение.

Но, умудренные опытом российские банки эту проблему так или иначе решили. Формально, само собой разумеется. А как в противном случае относиться к тщетным и невыполнимым требованиям? Не спорить же с ними, в действительности.

Фактически, к чему я это?.. А к тому, что не так долго осталось ждать конец года, и точно выйдет новое Указание о порядке составления годового отчета, переработанное с учетом Положения № 302-П.

Весьма хочется заметить новый порядок проведения описи, более приближенный к настоящей действительности…

Андрей Онистрат. Про бизнес, спорт и YouTube. Бегущий Банкир детально о факапах | Big Money #30


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: