«Чубайсу не обязательно выполнять закон Ома, потому, что в Уголовном кодексе за его нарушение ответственности не предусмотрено.»
Шутка, ходившая в РАО «ЕЭС» в начале реформыДесятилетие выхода распоряжения правительства «О реформировании электроэнергетики РФ» — круглая по форме, но позорная по содержанию дата. Как раз с принятия распоряжения началась дезинтеграция серьёзной отрасли жизнеобеспечения.
Началась не на острове Пасха, где круглый год +25 0С и самое громадное расстояние — три часа на ослике, а в самой огромной из холодных государств.
Энергетика РФ ни по одному параметру не заслуживала дезинтеграции и либерализации:
- климатические условия у нас таковы, что главная нагрузка на энергетическую инфраструктуру приходится на зимний период, причем аварии и сбои сейчас реально угрожают судьбе людей; на западе она появляется во время летней жары, в то время, когда нарушение электроснабжения угрожает только понижением комфортности в домах и офисах;
- часть энергоемкой экономики в Российской Федерации довольно большая, наряду с этим она снабжает до 70% налоговых поступлений: это ТЭК, металлургия, химия, стройиндустрия, коммунальное хозяйство и т. д.;
- масштаб электрифицированной транспортной инфраструктуры в Российской Федерации беспрецедентен: это ЖД, трубопроводный и муниципальный транспорт; Российская Федерация не имеет аналогов в мире по энергетическим затратам на транспорте из?за дальности грузо- и пассажироперевозок;
- часть цены энергии в ВВП образовывает по стране 7–8%, а в некоторых регионах — до 15–20%.
Были и чисто отраслевые изюминки русском электроэнергетики, не разрешавшие проводить в судьбу либеральное ценообразование и дезинтеграцию. Так, в отрасли не было 30–35% равноэкономического резерва, что разрешил бы либерализованному конкурентному рынку трудиться в интересах потребителя. У нас в тот период резерв мощности составлял 20–25%. Но основное — отечественный резерв не был равноэкономическим. Потом, в государствах Западной японии и Европы необходимым условием включения субъекта генерации в баланс было отклонение его тарифов не более чем на 10–12%. В Российской Федерации оно достигало по затратной части трети — прежде всего по топливоиспользованию. А в ряде регионов, где часть угля и использования мазута в генерации превышала долю газа (Дальний Восток, Архангельск, Ульяновск), отличие в себестоимости у субъектов рынка доходила до двукратной.
Либеральные лоббисты размахивали флагом борьбы, но их доводы не выдерживали кроме того примитивной критики. Я вспоминаю собственную дискуссию с примьер-министром Михаилом Касьяновым на совещании коммисии в 2001 году, которая примерно проходила так.
Я. Михаил Михайлович, у нас некому соперничать на рынке.
Касьянов. Это еще из-за чего?
Я. ГЭС не должны соперничать, они по определению, как самая недорогая генерация, неизменно должны быть в балансе.
Касьянов. Ясно.
Я. И АЭС не смогут соперничать.
Касьянов. Евгений Олегович (Адамов, министр по ядерной энергии. — Прим. ред.), это из-за чего?
Адамов. АЭС не смогут трудиться в режиме потребителя. Их нужно разглядывать вместе с теми электростанциями, каковые возьмут на себя пиковые нагрузки.
Касьянов. Ясно.
Я. Муниципальные ТЭЦ также не смогут соперничать. Их главная продукция в течение зимнего периода — это выработка тепла.
Электричество, по сути собственной, побочный продукт, что производится с затратами горючего вдвое меньшими, чем на наибольших ГЭС.
Касьянов. А какова их мощность?
Я. Их мощность 65 млн кВт, другими словами больше, чем в сумме все АЭС и ГЭС. Не смогут соперничать и большие ТЭС, каковые определяют статистическую устойчивость единой энергосистемы и уровень напряжения. Их мощность 25 млн кВт. Нужно кроме этого вывести из борьбы и всю угольную генерацию, поскольку она собственной электроэнергией сокращает расход газа и мазута. А это, вы понимаете, ликвидный ресурс с кратно более дорогой ценой на внутреннем и внешнем рынках.
Для чего мы желаем разгромить единый энергокомплекс страны?
Но недочёты реформы этим не исчерпываются. Дезинтеграция подрывает главную цель, которая обязана господствовать в каждой энергокомпании.
Ответственность за энергоснабжение — это принципиальное и крайне важное понятие. Оно не обезличено и везде и неизменно реально связано с регионом обслуживания. Мы эту ответственность теряем, поскольку в регионе действует пара энергокомпаний.
Помимо этого, ответственность за энергоснабжение — это наличие средств и сил, разрешающих не только решать текущие задачи, но и ликвидировать аварии при их происхождения. Мы на протяжении реформы покинули потребителя наедине с беззащитным обеспечивающим поставщиком.
Как говорят шутники, бабочка вместо галстука и счет в банке — вот все, что имеется у сбытовой организации. Остальные энергетические гиганты, каковые снабжают выполнение разных одолжений (генерация, транспорт, распределение, сервис), не имеют никаких взаимоотношений с потребителем.
Это указывает, что граждане РФ, социальная сфера и бизнес вместо здоровых «Мосэнерго», «Тюменьэнерго», «Хабаровскэнерго» взяли в качестве партнера недееспособного «кассира».
КАК Осознать ЗАКОН ОМА | Растолковываю НА ПАЛЬЦАХ