«И вот наступило потом…»

«И вот наступило позже…», Гарри Бардин, Центр книги Рудомино при участии фонда социальной помощи «Университет толерантности»

«Успех — это в то время, когда ты получаешь неприятелей, а громадный успех — в то время, когда теряешь друзей». Правоту этого древнего изречения может подтвердить известный режиссер-аниматор Гарри Бардин.

По просьбе издателей, быть может, подчиняясь неистребимому жажде многих юбиляров «подвести итоги», хотя бы промежуточные, он собрал в собственной первой книге крупицы воспоминаний, рассказы о родителях, эпизоды и забавные случаи режиссерской карьеры.

Имеете возможность ли вы представить себе Сергея Эйзенштейна, гуляющего с собакой на поводке да и то и дело звучно окликающего пса: «Броненосец «Потемкин», фу!». Тяжело, согласитесь. Вряд ли бы ему пришла в голову такая pr-идея. А вот режиссер Гарри Бардин в один раз выгуливал собачку по кличке Чуча, тезку героини собственного трехсерийного мультипликационного фильма, и всегда кричал:«Чуча, фу!». В душе режиссер плохо стеснялся данной вынужденной саморекламы, но не будешь же всем встречным растолковывать, что собака не его.

Об этом и куче вторых занимательных вещей возможно прочесть в его дебютной «полнометражке». Как ни необычно, не обращая внимания на общественное признание и множество наград, имя режиссера Бардина лучше знают за границей — каких лишь респектабельных интернациональных премий ни удостоены его ленты, а кое-какие находятся в личных медиа-коллекциях патриарха Русской и Папы Римского православной церкви.

Но об этом создатель упоминает вскользь. Значительно занимательнее ему говорить о детстве, об учебе в школе-студии МХАТ, первых опытах в мультипликации, о приятелях — Владимире Спивакове и Николае Петрове, Леониде Эльдаре и Каневском Рязанове, вспоминать забавные случаи из судьбы «тут» и за рубежом, куда его, иудея и беспартийного, не очень-то производили, кроме того за тем, для получения очередной награды на фестивале.

Книга издана маленьким тиражом — для ценителей и друзей. Но, по всей видимости, создатель пара поскромничал — в книжных магазинах ее уже нет, раскупили. Без преувеличения возможно заявить, что нынешние читатели выросли на анимационных фильмах Гарри Бардина, которых за 35 лет набралось много.

Но и не большое количество. Анимация — процесс продолжительный и штучный, один десятиминутный мультфильм может делаться год, а что сказать о полнометражной ленте, снятой принципиально без помощи компьютера?

На это потребовалось ни большое количество ни мало шесть лет. Так что логично, что вместо простых для мемуарной литературы фотографий автора в различном возрасте тут использованы кадры из фильмов, из которых, как из кусочков мозаики, сложилась жизнь режиссера — «Серый Волк энд Красная шапочка», «Гадкий утенок», «Брэк», «Приключения Хомы» и «Пиф-паф, ой-ой-ой!», «Летучий корабль», «Дорожная сказка» — ненужно перечислять все.

Но развлекать детей Бардин в далеком прошлом прекратил. Последние его шедевры — «Кот в сапогах» и «Гадкий утенок» были, по сути, сатирическим осмыслением судьбы в Российской Федерации в «проклятые девяностые» и «застойные двухтысячные», некоей отдушиной стала только лирическая «Чуча».

«Живя в Российской Федерации и зная ее историю, необходимо быть умнее и не питать иллюзий по поводу будущего», — пишет создатель. Жаль ему взрослых детей, каковые уже большое количество осознали, и особенно жаль внуков, которым это лишь предстоит осознать и пережить.

Когда-нибудь позже.

У нас в гостях режиссер-мультипликатор Гарри Бардин


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: