Владимир ФЕДОРОВИЧ, специалист «ПБУ»
Организация бухучёта компаний, имеющих обособленные структурные подразделения, зависит от структуры полномочий, которыми они наделены головным подразделением.
Отметим, что под обособленными подразделениями юрлица понимаются представительства и филиалы.
Представительство — это обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения, которое является представителем юрлица и осуществляет их защиту.
Филиал — обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции либо их часть, а также функции представительства.
Создавшее их юрлицо наделяет их кроме этого и имуществом. Они действуют на основании утвержденных им положений.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юрлица (ст. 55 ГК Российской Федерации).
Иные обособленные подразделения, находящиеся вне места размещения компании, смогут создаваться приказом начальника организации.
В документах, регламентирующих деятельность обособленного подразделения, в большинстве случаев указывается и метод ведения бухучёта. Ведение бухучёта денежно-хозяйственной деятельности обособленного подразделения может осуществляться:
- головным подразделением на базе первичных документов, оформляемых в подразделении обособленном;
- самостоятельно обособленным подразделением с формированием обособленного баланса.
Первый вариант ведения бухучёта вероятен при условии передачи и полного сбора в обусловленное время первичных документов из обособленных подразделений в головное. Используется он в случаях, в случае если обособленное подразделение совершает маленькое количество хозяйственных операций.
В случае если обособленное подразделение ведет большое количество операций, среди них и реализации товаров (работ, одолжений), то ему в большинстве случаев поручается самостоятельно вести бухучёт с оформлением обособленного баланса.
Как мы знаем, что бухгалтерская отчетность организации обязана включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, а также выделенных на отдельные балансы (п. 33 Положения по бухгалтерской отчётности и бухгалтерского учёта в Российской Федерации; утв. приказом Министерства финансов России от 29.07.98 № 34н).
Исходя из этого головное подразделение кроме ведения учета хозяйственных операций, конкретно осуществляемых им, формирует денежно-хозяйственных итог деятельности организации в целом и её бухгалтерскую отчетность. Это осуществляется методом суммирования показателей, внесенных в личные учетные регистры и регистров обособленных подразделений.
Как было сообщено выше, организация наделяет имуществом обособленные подразделения. Операции по перераспределению имущества между головным и обособленными подразделениями, между ними самими, и при формировании себестоимости продукции (работ, одолжений), создаваемой несколькими филиалами организации, отражаются одновременно бухгалтерскими работами обеих сторон.
Первичные документы по взаиморасчетам головного подразделения с обособленными либо между ними должны оформляться в соответствии с требованиями статьи 9 закона о бухучете.
Так, построение совокупности бухучёта организации, имеющей обособленные структурные подразделения, осуществляется на базе:
- единства учетной политики организации в целом;
- отражения хозяйственных операций обособленных подразделений в их бухгалтерском учете с последующим их учетом у головного;
- установленной совокупности документооборота между головным и обособленными подразделениями, и между обособленными подразделениями организации;
- увязки показателей и периодической корректировки бухучёта обособленных организации и подразделений в целом, проводимой головным подразделением по итогам анализа данных внутренней бухгалтерской отчетности.
Самадхи, Часть 1. Майя, иллюзия обособленного \