Гармония скидок в бухучете

Льготные поставки – самый верный способ стимулирования продаж. Правда, налоговики по какой-то причине не очень верят в благие намерения компаний, а потому любое отклонение в сумме сделки становится объектом их пристального внимания.

Однако ситуация не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд. Надо просто научиться читать законодательство между строк и тогда риск столкновения с инспекторами будет сведен к минимуму.

В. Андронова, обозреватель Федерального агентства финансовой информации

Аспекты договора

Повод для скидок и их размер непременно должны быть прописаны в положении о маркетинговой политике. Вместе с тем любые отношения купли-продажи регулируются договором, в котором следует четко указать, какие льготы и при каких обстоятельствах предоставляются.

Вряд ли на основании несодержательного контракта инспекторы включат скидку в расходы продавца.

В качестве обоснования уступки может выступать своевременная оплата, приобретение конкретного количества или ассортимента товара. Также целесообразно оговорить необходимый объем закупок в течение фиксированного срока, определенный перечень продукции, конкретный срок оплаты.

Обоснование скидок будет более убедительным, если они применяются периодически, например, по окончании квартала. Перед предоставлением льготных цен нелишним будет подписать акт, подтверждающий выполнение оговоренных требований.

Если компания решила продвинуть на рынок новый товар или приспособить его для других потребителей, то в договоре следует указать перечень данной продукции и категорию потенциальных покупателей. В маркетинговом плане надо оговорить даты начала и окончания сего мероприятия, в противном случае налоговики могут придраться к обоснованию скидки.

Зачастую льготы применяются одинаково для всех партнеров, выполнивших то или иное условие. Однако иногда выгоднее использовать разные уступки для отдельных клиентов. К примеру, применяя одни и те же скидки при долгосрочных отношениях, их проще обосновать как экономически оправданные расходы. Контракт в данном случае может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок (п. 1 ст. 434 ГК).

Акцептованный счет (оферта) также свидетельствует о заключении договора, но в нем невозможно описать условия предоставления уступки. То есть продавец публично объявляет условия предоставления льгот, и покупатель, оплачивающий счет, должен с ними ознакомиться, отмечают эксперты журнала Московский бухгалтер.

Компания имеет возможность самостоятельно выбрать, в какой форме делать скидки. Условно их можно разделить на две группы:

  • занижение цены договора;
  • предоставление премии.

Для того чтобы определиться с вариантом уступки, необходимо четко представлять себе последствия в налоговом и бухгалтерском учете и по возможности выбрать наиболее выгодный.

Сомнительная выгода

Согласно пункту 2 статьи 424 Гражданского кодекса изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных соглашением, либо в установленном законом порядке. Перечень скидок, признаваемых инспекторами в составе расходов, является открытым (п.

3 ст. 40 НК). Однако если продавец реализует товар по цене ниже договорной, сумма уступки не уменьшает базу по [advert=56]налогу на прибыль[/advert] (письмо Минфина от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/411).

При продаже товара с применением льгот, отклонение от рыночной стоимости не может превышать 20 процентов (п. 3 ст. 40 НК). В противном случае ревизоры вправе пересчитать сумму поставки и доначислить налог.

Поэтому если скидка представлена как изменение цены товара, следует учитывать положения статьи 40 Налогового кодекса (письмо Минфина от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/190).

Счет 10 \


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: