Финансовое обеспечение государственных (муниципальных) учреждений

Реализуя Закон № 83-ФЗ, федеральные органы и законодательные структуры, осуществляющие методическое управление перехода учреждений в новый правовой статус (казенные, бюджетные, независимые), потеряли наиболее значимый момент — формирование единого юридико-технического подхода к применению главных терминов — «услуга», «работа», «функция». Эта законодательная недоработка очень плохо отразилась на методике расчета нормативных затрат и, как следствие, денежном обеспечении учреждений.

Из-за чего это случилось, и каковы пути решения проблемы, разглядим потом.

Способы финансирования

Порядок финансирования деятельности национальных и муниципальных учреждений, осознаваемой как оказание услуг (исполнение работ), регламентирован главой 10 Бюджетного кодекса РФ (потом — БК РФ). Для независимых и бюджетных учреждений под финансированием понимается предоставление субсидий, а также на возмещение нормативных затрат, которые связаны с оказанием услуг (исполнением работ) в рамках национальных (муниципальных) заданий.

Для казенных — обеспечение исполнения ими госфункций.

На практике указанные способы финансирования именуются соответственно нормативно-затратным и сметным.

В случае если услуги (работы) смогут делать как бюджетные, так и независимые учреждения, то функции — только казенные2. Оказание казенными учреждениями одолжений (исполнение работ) в соответствии с формулировкой, данной в абзаце втором ст.

69.1 БК РФ, есть составной и неотъемлемым элементом их деятельности по исполнению функций. Следовательно, отдельному, обособленному расчету исполнение функций не подлежит. Вся деятельность казенного учреждения (кроме того при наличии национального (муниципального) задания) финансируется в соответствии с бюджетной смете (ст.

221 БК РФ).

Лабиринты терминов

В широкой подзаконной нормативно-правовой базе, созданной в рамках реализации Закона № 83-ФЗ, под услугой понимается некая деятельность учреждения, осуществляемая в интересах отдельных физических и (либо) юрлиц, а под работой — деятельность, реализуемая в интересах всего общества в целом. Попытка поставить данную терминологию в правовое русло действующих документов, уже содержащих понятия «услуга», «работа» (Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (потом — ГК Российской Федерации), Закон № 212-ФЗ1, Закон № 94-ФЗ2 и др.), была отвергнута.

Однако в соответствии с общепринятой юридической техникой обратимся к принятым ранее формулировкам. В обобщенном виде значения разглядываемых терминов будут следующими:

услуга — деятельность, итог которой не имеет материального выражения, а нужные особенности потребляются в ходе ее оказания;

работа — деятельность, итог осуществления которой имеет материальную форму.

И работы, и услуги по ГК Российской Федерации имеют собственных клиентов, заинтересованныхв их выполнении. В соответствии с Закону № 94-ФЗ услуги и работы, клиентом по которым выступают бюджетные и казенные учреждения, осуществляются для потребностей этих учреждений (а не в интересах абстрактных понятий «общество», «государство»).

Под функциями же традиционно понимается публично нужная деятельность, осуществление которой не должно зависеть от заинтересованностей отдельных организаций, сообществ, граждан (к примеру, охрана национальной границы, хранение музейных предметов).

вопросы бухучёта национальных (муниципальных) учреждений


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: