Финансовая доступность: проблема понимания

В апреле — июне 2014 года НАФИ при помощи CGAP, Beyond Philanthropy GmbH и РМЦ было совершено изучение «Денежная доступность в Российской Федерации: взор потребителя». Целью изучения было получение информации о том, как потребители пользуются всеми существующими на русском рынке услугами и финансовыми продуктами, и оценка восприятия уровня денежной доступности как поставщиками банковских, страховых и платежных ответов, так и их текущими и потенциальными клиентами.

Результаты были взяты на базе общероссийского количественного репрезентативного опроса текущих и потенциальных пользователей денежных одолжений, групповых дискуссий с представителями разных сегментов населения и глубинных экспертных интервью с поставщиками денежных одолжений (банки, страховые компании, микрофинансовые организации, мобильные операторы, поставщики платежных одолжений).

В случае если подводить краткие итоги изучения, то на первый взгляд российский рынок розничных денежных одолжений возможно оценить как достаточно развитый. Часть пользователей разными банковскими, страховыми и платежными сервисами превышает три четверти трудоспособного населения страны и образовывает 77%.

Уровень удовлетворенности денежной инфраструктурой варьирует от 64% до 77%, а часть тех, кто собирается обратиться за самые популярными продуктами в ближайший год, достигает 20–30% опрошенных. Но при более глубоком анализе обнаруживается множество скрытых и явных неприятностей, любая из которых может стать не меньше важным опробованием для игроков российского банковского либо страхового сектора, чем разные экономические процессы, трансформации во внешнеэкономической среде либо в законодательстве.

Одним из таких подводных камней остается тенденция намного более активного применения кредитных продуктов (39% трудоспособного населения России) по сравнению со сберегательными (24%, причем лишь 15% из них пользуются для этого депозитами либо сберегательными квитанциями). О проблемах на рынке розничного кредитования за последние года говорили так довольно часто и так много (причем как на уровне национальных учреждений, так и в среде поставщиков), что может показаться, словно бы обращение о проблеме, которая уже практически решена, в особенности с учетом последних трансформаций в законодательстве.

Но и в этом случае направляться сказать, скорее, не о том, что потребители до сих пор не просматривают контракт, заключаемый с кредитно-денежной организацией при получении займа, а также не о повторном кредитовании для погашения прошлой задолженности либо легкомысленном отношении к задержкам при внесении платежей. Речь заходит о самом восприятии функции кредитного продукта.

Кредиты в Российской Федерации до сих пор помогают не методом повысить уровень качества судьбы в текущий момент, а возможностью избежать разных неприятностей. К примеру, самые популярные мотивы оформления кредитной карты — «на всякий случай» (14%) и «на случай нехватки денег до зарплаты» (13%).

Кредит устойчиво занял в сознании россиян место страхового полиса, что может прийти на помощь в критической обстановке, даже если она предполагает резкое сокращение доходов. Маловероятно, что для ответа данной неприятности хватает внесения поправок в какой-либо закон.

И одновременно с этим она будет сказываться на рынке и дальше, повышая долю неиспользуемых пластиковых картах, лежащих мертвым грузом в кошельках потребителей, выступая барьером для развития персонального страхования либо рынка сберегательных продуктов, каковые, кстати, чаще воспринимаются, как метод накопить финансовые средства на большую приобретение, нежели как метод получения дохода.

Значительно чаще оформление продуктов инициируются третьими сторонами (государством и работодателями), а не потребителями

Кроме этого важной проблемой на рынке остается необычная по собственной устойчивости пассивность потребителей с позиций пользования денежными одолжениями, будь то банковские продукты, страхование либо платежные сервисы: значительно чаще потребители применяют продукты, оформление которых инициируются третьими сторонами (государством и работодателями), а не те, что они оформляют самостоятельно. Для финсектора это зарплатные карты (44%), для страхового — ДМС, предусмотренное трудовым контрактом (17%), ОСАГО (22%), а для платежной индустрии — классические каналы переводов и платежей: отделения банков (64%) либо Почты России (46%), салоны сотовой связи (76%) и другие партнерские сети.

Наряду с этим более высокая степень осведомленности о услугах и финансовых продуктах не обязательно ведет к более активному пользованию — в безотносительных цифрах показатели осведомленности намного выше показателей пользования. Иначе говоря упрочнения поставщиков денежных одолжений по продвижению продуктов, непременно, увенчались успехом — кроме того о таких сложных для популярного потребителя продуктах, как ПИФы, знает более половины россиян (62%), а для остальных банковских одолжений данный показатель не опускается ниже 80%.

Но текущие и потенциальные заказчики денежных организаций до сих пор не видят значимых преимуществ в том, дабы пользоваться ими, даже в том случае, если у них имеется такая потребность.

Как изменится денежная доступность в 2017 году


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: