Нормативная базаПравовое регулирование обязательств согласно соглашению транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 ГК Российской Федерации«Транспортная экспедиция» и Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет контракт транспортной экспедиции как независимый гражданско-правовой соглашение. Сторонами в соглашении транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентом возможно любое лицо (физическое либо юридическое), а экспедитором – лишь коммерческая структура либо личный [advert=92]предприниматель[/advert].
В большинстве случаев в роли экспедиторов выступают специальные коммерческие структуры: экспедиторы, транспортные агенты, операторы смешанной перевозки груза, транспортно-экспедиционные фирмы. В соответствии с п. 2 ст. 801 ГК Российской Федерации экспедитором возможно и перевозчик – структурное подразделение транспортной организации.
Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, возможно поделить на главные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, каковые смогут находиться в соглашении, а смогут и отсутствовать в нем. К числу главных одолжений относятся:
– заключение по заданию клиента контрактов об организации перевозок соответствующим видом транспорта либо в смешанном сообщении;
– оформление заявок и заказов на подачу транспортных средств под погрузку;
– оплата провозных платежей;
– заключение контрактов перевозки, контрактов фрахтования;
– получения груза и обеспечение отправки и т.п.
В качестве дополнительных одолжений экспедитор может взять на себя получение требующихся для импорта и экспорта документов, исполнение таможенных и иных формальностей, состояния груза и проверку количества, его выгрузку и погрузку, уплату пошлин, других расходов и сборов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, затаривание и маркировку груза, маркировки состояния и проверку упаковки, складирование, и совершение вторых операций с грузом.
Кратко остановимся на правовых изюминках контракта транспортной экспедиции.
1. Для этого договора необходима письменная форма (п. 1 ст. 802 ГК Российской Федерации).
2. Клиент может дать экспедитору право заключать контракты от собственного имени. В этом случае в отношениях с третьими лицами, и в первую очередь с перевозчиком, стороной в соглашении (к примеру, отправителем либо товарополучателем) будет экспедитор.
Вместе с тем экспедитор может функционировать и от имени клиента на основании выданной ему доверенности. В соответствии с п. 2 ст.
802 ГК РФклиент обязан выдать экспедитору доверенность, если она нужна для исполнения его обязанностей. В случае если экспедитор по условиям контракта вправе завлекать субэкспедитора, то доверенность выдается с правом передоверия.
На основании таковой доверенности экспедитор, со своей стороны, может выдать доверенность субэкспедитору.
3. Экспедитор вправе привлечь к выполнению собственных обязанностей вторых лиц, в случае если это напрямую не не разрещаеться в контракте транспортной экспедиции. Причем в силу ст.
805 ГК Российской Федерации экспедитор все равно несет полную ответственность перед клиентом за выполнение соглашения.
КОНТРАКТ ТЭО (ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ)