Дилеры автомобилей желают от банков особых условий и премий. Банки ропщут, но соглашаются, для получения доступа к свирепому спросу на машины.
Недостаток, как мы знаем, порождает коррупцию, прочие искривления и спекуляцию честного рынка. Неистовый спрос на новые машины зарубежного производства — спрос, в большой степени подогретый банками и их автокредитами, — стал причиной образованию многомесячных очередей из клиентов, желающих купить популярную иномарку.
А в том месте, где очередь, — в том месте и невинные шалости наподобие продажи места в очереди и продажи права кредитовать стоящих в данной очереди. Само собой разумеется, дилеры автомобилей именуют таковой доход комиссионными, но сущность главной тенденции современного рынка автокредитования от этого не изменяется: дилеры автомобилей все напористее требуют собственную часть доходов от автокредитования.
Распределительная экономика авторынка
Скорость увеличения рынка автокредитования теснейшим образом связаны с темпами развития самого рынка продаж машин. Причем зависимость как прямая, так и обратная. Чем больше продажи машин, тем больше выдается кредитов — люди удовлетворяют собственную потребность в новом либо лучшем авто посредством заемных средств. Вместе с тем правильно, что кредитование стимулирует продажи автомобилей, приводя к повышению количеств этого рынка.
По количествам российский автомобильный рынок на данный момент занимает восьмое место в мире и по результатам 2007 года возможно ожидать реализации более чем 2 млн машин, другими словами на уровне Франции, приводит статистику помощник главы управления потребительского кредитования банка «Альянс» Ольга Никитина. Согласно расчетам, уже к 2015 году российский авторынок может достигнуть уровня Германии, перейдя предел в 3 млн реализованных авто (другие специалисты именуют 5 млн автомобилей уже к 2012 году).
Но еще более стремительными темпами начинается рынок потребительских кредитов. Объем автокредитов в Российской Федерации к концу 2007 года может достигнуть 400 млрд рублей, говорит Ольга Никитина («Альянс»), что будет равна примерно 12% от общего объема кредитования физлиц.
За 2007 год часть реализованных в долг авто выросла с 42 до 48%, а за 2008 год, согласно расчетам экспертов, вырастет до 51%.
Возможно было бы лишь радоваться коллективному успеху дилеров автомобилей и банкиров, если бы их взаимозависимость приводила к качественному формированию рынка, повышению предложения для клиентов, к увеличению уровня сервиса. Но клиентоориентированность появляется в том месте, где начинается рынок клиента — где предложение превышает спрос, где громадна борьба игроков.
А в Российской Федерации на сегодня положение складывается так, что спрос (на новые машины) существенно опережает предложение. Складывается рынок дилера.
Как в советской торговле: выкинули на прилавок — хватай скорей, какой в том месте сервис.
Эта обстановка отражается и на рынке автокредитования, считает эксперт Райффайзенбанка. Дилеры начинают высказывать пожелания в части мотивации как со стороны банков, так и со стороны страховых компаний. Соответственно, для некоторых дилеров автомобилей становятся не так серьёзны ставки по кредитам и другие условия для заемщика, получающего автомобиль в долг, как участие в доходах банка: «Платите мне энную рабочую группу, и меня по большому счету не интересует, как вы станете кредитовать клиентов», — формулирует новые веяния рынка М. Матанов.
Согласно точки зрения специалиста, такие отношения и такие требования «договорившихся» с дилером банкиров нельзя назвать сговором в чистом виде. Соглашение возможно заключено совсем прозрачно, как агентский соглашение, причем время от времени банк договаривается с конкретным сотрудником автосалона либо дилера автомобилей.
Такие частные соглашения ФАС в принципе не в состоянии отследить. Сотрудник автосалона либо представитель дилера кроме того может платить со собственных комиссионных налоги — все чисто. Но ни ФАС, ни другие банки, ни кроме того обычно сами работодатели-дилеры в итоге не смогут осознать обстоятельство распределения денежных и товарных потоков.
My Friend Irma: Irma’s Inheritance / Dinner Date / Manhattan Magazine